О размещении переменных в стеке

Первая публикация 12.03.2018

Как-то попалось интересное (для меня), хотя и довольно давнее обсуждение языков программирования, где упоминался и язык PL/1. В конце концов, как всегда, все стороны остались при своем мнении и тогда один из участников предложил написать на разных языках и затем сравнить простой тест:

Стандартный входной поток содержит произвольное (и заранее не известное) количество целых чисел. Нужно все их прочитать, а затем вывести нечетные числа в стандартный выходной поток в порядке, обратном исходному. Чтобы “не заслонять лес деревьями”, будем считать, что доступная память бесконечна. Критерии сравнения предлагаю следующие (в порядке убывания их приоритета):

– точность решения сформулированной задачи;
– эффективность кода (по требуемой памяти и скорости работы);
– простота её реализации на данном языке;
– понятность алгоритма при минимуме комментариев;
– читабельность кода; краткость кода.

Для языка PL/1 был предложен следующий вариант:

PL1_EXAMPLE: PROCEDURE OPTIONS(MAIN);
DECLARE I FIXED CONTROLLED;
ON ENDFILE(SYSIN) GOTO L2;
L1: ALLOCATE I;
GET LIST(I); IF MOD(I,2)=0 THEN FREE I;
GOTO L1;
L2: FREE I;
DO WHILE(ALLOCATION(I));
PUT LIST(I);
FREE I;
END;
END PL1_EXAMPLE;

На мой взгляд, можно было бы ещё укоротить текст. Поставив метку L2 прямо внутрь цикла DO WHILE и сократив, тем самым, один оператор FREE. Но согласен, это не лучший стиль программирования — входить в цикл не через заголовок.

В этом тесте использовалось такая возможность PL/1 как «управляемые» (controlled) переменные. Название «управляемые», на мой взгляд, неудачное. Программист, по большому счету, всегда управляет размещением объектов программы, даже, если это и делается неявно. Controlled-переменные требуют создания оператором ALLOCATE и после использования – уничтожения оператором FREE. Однако в отличие от «обычных» т.н. «базированных» (based) переменных, controlled-переменные после оператора FREE не исчезают, а получают предыдущее значение, если операторов ALLOCATE было несколько. Например, целая переменной X будет принимать следующие значения:

ALLOCATE X; X=1;
ALLOCATE X; X=2;
FREE X;                     // X принимает предыдущее значение 1
FREE X;                     // X больше не существует

Чтобы узнать существуют ли ещё экземпляры controlled-переменной, в языке предусмотрена встроенная функция ALLOCATION, которая возвращает «да/нет» для заданного объекта. Таким образом, для каждой controlled-переменной по существу создается свой отдельный стек, хотя и реализованный в виде связанного списка в «куче».

В компиляторе, который я использую и сопровождаю, «управляемых» переменных не было. А поскольку их реализация казалась слишком сложной, я внушал себе (методом «зелен виноград»), что такая возможность и не очень-то и нужна. Но читая указанную дискуссию, мне вдруг пришла мысль, что controlled-переменные легко реализовать, используя такое свойство языка, как неявные указатели. В PL/1 можно в описании based-переменной не объявлять, какой указатель нужно использовать для данной based-переменной, но тогда в операторах его нужно каждый раз указывать явно. А можно наоборот, явно объявить указатель в описании и затем просто забыть про него – компилятор при каждом обращении к based-переменной будет подставлять его по умолчанию.

В данном случае компилятору достаточно просто переводить controlled-переменные в based-переменные, указывая каждый раз специальные служебные указатели, имена которых меняются, например, на единицу. А при разборе операторов ALLOCATE и FREE нужно проверить использование обычного или такого служебного указателя.

Если используется служебный указатель, то для ALLOCATE нужно увеличить размер заказанной памяти ещё на размер указателя, а затем в конец выделенного участка памяти записать текущее значение этого указателя перед тем, как заполнить его новым значением. А в операторе FREE перед освобождением памяти необходимо ещё содержимое последних байт указанного фрагмента памяти поместить в служебный указатель как его восстановленное значение.

Для x86-64 эти дополнительные коды будут выглядеть так (учитывая, что в «куче» есть двунаправленный связанный список и восьмью байтами «ранее» в «куче» находится адрес следующего участка выделяемой памяти):

для ALLOCATE
E800000000………………call…..?ALLOA
488BCB……………………..mov….rcx,rbx
F048871D20000000…..xchg?P0001,rbx
488B49F8…………………..mov….rcx,0FFFFFFF8h[rcx]
488959F8……………………mov….0FFFFFFF8h[rcx],rbx
для FREE
BB20000000………………movqrbx,offset ?P0001
488B0B………………………movqrcx,[rbx]
488B49F8…………………..movqrcx,0FFFFFFF8h[rcx]
F048870B…………………..xchgqrcx,[rbx]
488BD9………………………movqrbx,rcx
E800000000……………….call…..?FREOP

Однако даже в такой простой реализации оказался свой подводный камень – число служебных указателей (?P0001,?P0002…) становится известным только после полного разбора исходного текста, а проще всего заводить их как раз в начале разбора, просто дописывая в таблицу стандартных объектов. Чтобы не переусложнять разбор, число служебных указателей я сделал настраиваемым через реестр (как и ключи компилятора). Небольшое число таких указателей компилятор имеет, на всякий случай, всегда, а если требуется большое число controlled-переменных, тогда их число всегда можно увеличить через реестр, не меняя компилятор.

Также для упрощения функции ALLOCATION её пришлось сделать с параметром «адрес», что потребовало ещё обращаться к имеющейся встроенной функции ADDR. Т.е. вместо обращения типа: IF ALLOCATION(X) THEN… применяется более громоздкое обращение: IF ALLOCATION(ADDR(X)) THEN… Которое зато позволяет вообще не менять компилятор, а лишь дописать в его таблицу стандартных функций новое имя и тип параметра. Таким образом, у меня тест принял следующий вид:

TEST:PROC MAIN;
DCL I FIXED(31) STACK;
ON ENDFILE(SYSIN) GO L1;
DO REPEAT;
       ALLOCATE I;
       GET LIST(I);
        IF MOD(I,2)=0 THEN FREE I;
END REPEAT;
L1:FREE I;
DO WHILE(ALLOCATION(ADDR(I)));
        PUT LIST(I);
        FREE I;
END WHILE;
END TEST;

Или то же самое с русскими ключевыми словами: 

ТЕСТ:ПРОЦ ГЛАВНАЯ;
ОПС I ТОЧНОЕ(31) СТЕК;
КОГДА КОНЕЦ_ФАЙЛА(СТД_ВВОД) ИДТИ L1;
ЦИКЛ ПОВТОРЯЯ;
              ДАТЬ_ПАМЯТЬ I;
              ЧИТАТЬ В_ВИДЕ(I);
               ЕСЛИ ОСТАТОК(I,2)=0 ТОГДА ВЕРНУТЬ_ПАМЯТЬ I;
КОНЕЦ ПОВТОРЯЯ;
L1:ВЕРНУТЬ_ПАМЯТЬ I;
ЦИКЛ ПОКА(ЕСТЬ_В_СТЕКЕ(АДРЕС(I)));
              ПЕЧАТАТЬ В_ВИДЕ(I);
              ВЕРНУТЬ_ПАМЯТЬ I;
КОНЕЦ ПОКА;
КОНЕЦ TEСT;

Легко проверить, что если запустить такой тест и вводить с клавиатуры, например, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ctrl+Z (последний символ сигнализирует о конце ввода), то на экран выдается требуемая последовательность: 9 7 5 3 1.

Поскольку я считаю название «controlled» неинформативным, на русский язык я перевел его все-таки как «СТЕК» и приравнял атрибуты памяти CONTROLLED и STACK, подчеркивая, тем самым, организацию памяти в виде стека (пусть фактически и в виде связанного списка), а функцию ALLOCATION соответственно как ЕСТЬ_В_СТЕКЕ.

Итак, не внося серьезных изменений в компилятор, удалось добавить в язык возможность, которая изначально была в стандарте языка и использовалась на практике. Получились своеобразные «стековые» переменные, не в том смысле, что для их создания достаточно передвинуть указатель стека (увы, действий гораздо больше), а в том смысле, что при создании очередного экземпляра такой переменной, его предыдущее значение заталкивается в индивидуальный стек этой переменной. Такой индивидуальный стек расположен в общей «куче». Что касается предложенного теста, то, скорее всего, изначально он задумывался для демонстрации рекурсии, например, на том же PL/1 такой текст даже короче (не нужно явно выделять и освобождать память), хотя делает то же самое: 

TEST:PROC MAIN;
F;
F:PROC RECURSIVE;
    DCL I FIXED;
    ON ENDFILE(SYSIN) GO L1;
    GET LIST(I);
    F;
    IF MOD(I,2)^=0 THEN PUT LIST(I);
    L1:
END F;
END TEST;

Однако лично я все же присудил бы победу первому варианту с controlled-переменными, особенно по критерию эффективности. Так как при рекурсии для запоминания всего лишь одной переменной приходится запоминать все состояние рекурсивной процедуры. Кроме этого, «стековые» переменные могут существовать и после выхода из подпрограммы, что в некоторых случаях может оказаться практически удобным свойством.

0

Автор публикации

не в сети 5 часов

admin

3
Комментарии: 28Публикации: 173Регистрация: 13-06-2019
Авторизация
*
*

3 × два =

Регистрация
*
*
*

2 × пять =

Генерация пароля

семь + десять =

Перевести »
Прокрутить вверх
Scroll to Top